Как получить налоговый вычет при страховании жизни
С началом нового года владельцы полисов страхования жизни оформляют налоговый вычет. Им полностью или частично вернут 13% взносов, уплаченных в прошедшем календарном году. Какие условия нужно соблюсти, как рассчитывается вычет и какие документы собирать – отвечаем на самые насущные вопросы.
I. Кому положено?
Налоговый вычет полагается только гражданам России, которые платят НДФЛ по ставке 13 % и понесли определенные расходы. В их числе – взносы на добровольное страхование жизни.
Расходы на добровольное страхование жизни относятся к расходам, на которые распространяется социальный налоговый вычет. Его можно получить при тратах на лечение, обучение, пенсионное и медицинское страхование, а также на благотворительность и прохождение независимой оценки квалификации.
Подробнее – в статье 219 Налогового кодекса РФ.
Уплата подоходного налога по ставке 13 % – главное, но не единственное условие для налогового вычета. Сам договор страхования жизни должен отвечать трем требованиям.
II. Сколько вернут?
Налоговый вычет равен 13 % от суммы страховых взносов за календарный год. Однако есть два ограничения.
- Сумма по налоговому вычету не может превышать суммарный годовой объем подоходного налога, перечисленного в бюджет. Другими словами, вы не можете получить назад больше, чем отдали в уплату налога.
- По налоговому законодательству формула применяется для взносов до 120 тыс. рублей в год. Если сумма уплаченного вами налога больше, вы все равно получите 15 600 рублей (120 000 × 0,13).
15 600 рублей – максимальный размер налогового вычета за год.
ВАЖНО!
120 тысяч рублей – лимит не только при добровольном страховании жизни, а в целом по социальному налоговому вычету. Если у вас были в том числе другие социальные расходы (за исключением дорогостоящих медицинских услуг и оплаты образования детей), вы сможете вернуть не более 15 600 рублей.
Если в полисе указаны только риски для жизни, можно смело считать 13 % от страховых взносов (не забывая о «потолке» в 15 600 рублей). С комбинированным договором, где есть другие риски, немного сложнее: налоговая служба рассчитывает вычет только от той части взносов, которая приходится на риски по жизни. Поэтому нужно запросить у страховой компании справку о распределении страховой суммы по рискам договора.
III. Когда и как получить?
Обратиться за налоговым вычетом можно в течение трех лет после окончания года, в котором страховые взносы уплачивались. Например, в 2021 году можно получить налоговый вычет за 2018, 2019 и 2020 годы. Это особенно важно для клиентов накопительных программ: они могут получать налоговый вычет каждый год или сразу два (или даже три) вычета сразу.
Но будьте внимательны: форма налоговой декларации может изменяться от года к году!
Оформить налоговый вычет можно двумя способами:
Если налогоплательщик сделал страховой взнос самостоятельно
Если работодатель удерживал страховые взносы из зарплаты налогоплательщика и перечислял их в страховую компанию
ВАЖНО!
За прошедший год нужно подавать одну декларацию со всеми видами вычетов. Если потом подать еще одну, она считается уточненной и отменяет предыдущую декларацию!
В случае досрочного расторжения договора необходимо предоставить в страховую компанию справку из налоговой инспекции о неполучении налогового вычета за весь период действия договора, начиная с 2015 года (чтобы компания выплатила выкупную сумму без удержания НДФЛ).
Инструкция по налоговому вычету
По окончании календарного года, в котором вы платили взносы на страхование жизни, обратитесь в ФНС.
С началом нового года владельцы полисов страхования жизни оформляют налоговый вычет. Им полностью или частично вернут 13% взносов, уплаченных в прошедшем календарном году. Какие условия нужно соблюсти, как рассчитывается вычет и какие документы собирать – отвечаем на самые насущные вопросы.
1. Соберите пакет документов
- налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за соответствующий год;
- справка из бухгалтерии 2-НДФЛ за соответствующий год;
- копия договора страхования жизни;
- копия лицензии ООО «АльфаСтрахование-Жизнь» (заверенную лицензию можно получить через личный кабинет или по письменному запросу в страховую компанию);
- копии платежных документов, подтверждающих фактические расходы налогоплательщика на уплату взносов (чеки, платежные поручения и др.);
- заявление на возврат НДФЛ в связи с расходами на уплату страховых взносов. Можно написать в свободной форме, но у ФНС есть готовая форма (в ней нужно указать реквизиты банковского счета, куда будет перечислен вычет).
Также могут понадобиться:
- справка о распределении страховой суммы по рискам договора – если в договоре есть другие риски помимо жизни (запросите у страховой компании);
- копии документов, подтверждающих степень родства с лицом, за которое налогоплательщик оплатил страховые взносы –
- свидетельство о браке – если налогоплательщик оплатил взносы за супруга (супругу);
- свидетельство о рождении (документы об усыновлении) налогоплательщика – если налогоплательщик оплатил взносы за своих родителей (усыновителей);
- свидетельство о рождении ребенка (документы об установлении опеки (попечительства) или усыновлении) – если налогоплательщик оплатил взносы за своих детей;
- свидетельство о рождении ребенка и справка об установлении ребенку инвалидности – если налогоплательщик оплатил взносы за своего ребенка-инвалида (в том числе усыновленного или находящегося под опекой (попечительством).
Оригиналы документов также держите при себе: их может потребовать налоговый инспектор в ходе проверки.
На сайте ФНС вы можете скачать формы документов (в том числе налоговой декларации) и посмотреть инструкции по заполнению.
2. Направьте документы в налоговую удобным для вас способом:
- обратитесь лично в отделение ФНС поместу жительства;
- в личном кабинете налогоплательщика – физического лица на сайте ФНС;
- через представителя по доверенности;
- почтовым отправлением с описью вложения;
- по электронной почте,которую можно уточнить на сайте ФНС.
3. Ожидайте
Налоговой службе нужно время, чтобы проверить документы и подтвердить ваше право на вычет. После этого ФНС сделает вычет из уплаченного вами НДФЛ и перечислит средства на ваш банковский счет.
Время ожидания – минимум 4 месяца. Если через четыре месяца деньги не зачислены, стоит уточнить в инспекции статус декларации или написать обращение. Это можно сделать в личном кабинете налогоплательщика.
Инструкция по налоговому вычету(через работодателя)
Если работодатель удерживал страховые взносы из зарплаты налогоплательщика и перечислял их в страховую компанию, вычет можно получить через работодателя. При этом дожидаться окончания года не нужно.
1. Соберите пакет документов
- справка из бухгалтерии 2-НДФЛ за соответствующий год;
- копия договора страхования жизни;
- копия лицензии ООО «АльфаСтрахование-Жизнь» (заверенную лицензию можно получить через личный кабинет или по письменному запросу в страховую компанию);
Также могут понадобиться:
- справка о распределении страховой суммы по рискам договора – если в договоре есть другие риски помимо жизни (запросите у страховой компании);
- копии документов, подтверждающих степень родства с лицом, за которое налогоплательщик оплатил страховые взносы –
- свидетельство о браке – если налогоплательщик оплатил взносы за супруга (супругу);
- свидетельство о рождении (документы об усыновлении) налогоплательщика – если налогоплательщик оплатил взносы за своих родителей (усыновителей);
- свидетельство о рождении ребенка (документы об установлении опеки (попечительства) или усыновлении) – если налогоплательщик оплатил взносы за своих детей;
- свидетельство о рождении ребенка и справка об установлении ребенку инвалидности – если налогоплательщик оплатил взносы за своего ребенка-инвалида (в том числе усыновленного или находящегося под опекой (попечительством).
Оригиналы документов также держите при себе: их может потребовать налоговый инспектор в ходе проверки.
2. Направьте документы в налоговую удобным для вас способом:
- обратитесь лично в отделение ФНС поместу жительства;
- в личном кабинете налогоплательщика –физического лица на сайте ФНС;
- через представителя по доверенности;
- почтовым отправлением с описью вложения;
- по электронной почте,которую можно уточнить на сайте ФНС.
Как правило, налоговой службе требуется около месяца, чтобы подтвердить право на вычет и выдать уведомление о праве на вычет.
3. Принесите в бухгалтерию работодателя:
- обратитесь лично в отделение ФНС поместу жительства;
- заявление с просьбой предоставить налоговый вычет (при необходимости укажите ваши банковские реквизиты).
4. Бухгалтерия сделает перерасчет и в следующий месяц снизит НДФЛ на сумму вычета (если вычет больше размера месячного НДФЛ – он распределится на другой месяц).